Парголовские музыканты, или трубадур Вася и его стихийные друзья (70 – 73й фрагменты)

 

Фрагмент 21 (70), июнь 1997

 

     28 лет (с 1878 по 1906) музыкальный критик, служащий Публичной библиотеки, Владимир Васильевич Стасов снимал дачу в Парголово. За меткие прогнозы и творческое чутье друзья и дачные соседи прозвали Васильевича – Оракулом Парнаса. Хорошо известен случай, как Стасов впервые увидев маленького Маршака, безошибочно предсказал мальчику блестящее будущее. Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году и провел раннее детство под Воронежем. Первой жизненной удачей детского поэта стала встреча с Владимиром Васильевичем, который взял молодое дарование под свое покровительство: “Судьба была щедра к мальчику, одарив его встречами с замечательными людьми русского искусства. Из провинциального захолустья подростком он, как в сказке, был перенесен в северную столицу – в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, жил в доме, где бывали художники, писатели, артисты”.

     Память о детстве драгоценна. Звуки и запахи детства, вкус маминых пирожков и краски мира сказок мы берем с собой в длительное путешествие по жизни. Сказочные сюжеты, запомненные с ранних лет, память никогда не вычеркнет.

     Владимир Васильевич не занимался крупным творчеством: “Быть полезным другим, если сам не родился художником” – так определил собственную жизненную задачу Стасов. Он инициировал и, можно сказать, продюссировал классиков Могучей Кучки, он искал и находил материал для музыкальных произведений, настраивал композиторов на работу, он же помог состояться Маршаку.

     Когда Маршак вырос до великой детской поэзии, то в его сказках (в частности: “Терем-теремок”, “Кошкин Дом”, “Сказка про козла”) проявились, как мы полагаем, космогонические народные суеверия о строении Вселенной из таинственной книги Парголовских приколов. Здесь угадывается влияние на творчество Маршака дедушки Владимира.

     Как видимая нами Природа населена бесчисленным количеством всевозможных существ, так и тайная ее часть обитаема. В маленьком ребенке беспорядочно, но в равных пропорциях, перемешаны все космогонические стихии, а потому дети иногда утверждают, что они встречались и даже беседовали со странными сказочными существами. Каждое существо во Вселенной, реальное для нас, или не реальное, мечтает иметь собственный благоустроенный мир, свой уютный домик. Чаще всего дети видят так называемых стихийных существ. Парацельс, король Алхимиков, обладатель философского камня и эликсира жизни, писал: “Стихийные существа – это не просто существа, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и, следовательно, не могут быть названы бесполезными существами. Они занимают промежуточное место между людьми и сверхъестественным вокруг нас”. Парацельс разделил наших стихийных друзей на 4 группы, каждую из которых колбасит под воздействием одного из времен года и одной из сторон света. Группы названы им: гномы, сильфы, ундины и саламандры. Человек по своей природе имеет сознание, чувствительное ко всем четырем обозначенным группам и оттого он при определенных условиях способен вступать в контакт со стихийными.

     Народные суеверия сообщают, что иногда стихийные собираются в оркестр для обсуждения собственных стихийных дел. Подобную веселую тусовку описал Шекспир в своей комедии “Сон в летнюю ночь”. По сюжету “Сна” стихийные собрались и празднуют красоту и гармонию природы, предсказывая великолепный урожай. Стихийным радостям посвящено музыкальное произведение кучкиста Модеста Мусоргского “Иванова ночь на Лысой горе”, при написании которого композитор перечитал огромное количество книг по народным суевериям, подобранных Стасовым. Мы также однажды использовали стихийную часть Парголовского фольклора в материале под общим названием “Новогодняя пляска стихий над Парголовской Атлантидой” (фрагменты 45 - 49).