Дядя Вася у Лукоморья, или ступень к Парнасу (58 – 61й фрагменты)
Фрагмент 9 (58), март 1997
По представлениям древних мыслителей гора Парнас являлась местом обитания Аполлона (Феба) и прекрасных муз. Для людей творчества выражение “взойти на Парнас” означает стать поэтом:
Благослови, поэт! В тиши парнасской сени, Я с трепетом склонил пред музами колени. Опасною тропой в надежде полетел, Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.Так писал в 1816-ом году Александр Пушкин и до сих пор, а с момента смерти величайшего поэта минуло 160 лет, в Парголово найдутся те, кто утверждает, что свои великолепные строфы Александр посвящал не какому-то абстрактному Парнасу, а именно парголовской горе. Получается, что Александру Сергеевичу “жребий вынул Феб”, а Феб – одно из имен Аполлона, здесь в Шуваловском парке, в этом загадочном месте планеты Земля.
Появлению Пушкина в Парголово, как и Генриха Шлимана в Трое, предшествовали события 1789 года, когда народ Франции поднял знамя Свободы и пошел на штурм Бастилии. Началась Великая Французская революция. Эхо весны докатилось, в буквальном смысле, и до России. За время весенних паводков и народных волнений, крестьяне разграбили аббатство Санлис, основанное Анной, дочерью Ярослава Мудрого и женой французского монарха Генриха I (1031-1060). Совершенно случайно в мутных водах анархии посол России Петр Дубровский скупил за бесценок древние рунические манускрипты новгородских земель. В 1800-ом году Дубровский вместе с рунами приедет в Петербург и часть книг перепродаст коллекционеру древностей Александру Сулакадзеву. В каталоге коллекции Сулакадзева, в разделе “книги непризнаваемые, коих ни читать, ни держать в домах не дозволено” упомянут немалый список славянской руники, где среди прочих значился и таинственный Парнасский оракул. Следуя указаниям рун, в начале 19-го века на Парголовской Атлантиде начались поиски месторасположения оракула Изумрудного Волшебника. Тем временем, в 1804 году Николай Михайлович Карамзин приступил к написанию величайшего труда своей жизни - “Истории государства Российского”, поселившись на петербургской Фонтанке, Карамзин сближается с Пушкиным, проживавшим здесь же. Веселых вольнодумцев северной столицы объединяло дружеское литературное общество “Арзамас”. Они завели “Парнасский Адрес – календарь, или роспись чиновных особ, служащих при дворе Феба”, раздавая друг другу должности у Аполлона. На своих заседаниях они провозгласили Карамзина – великим летописцем и историографом всея Руси.
По утверждению Жуковского: “Буффонада явилась причиной рождения Арзамаса”, согласно Уварову: “Это было общество молодых людей (часть которых достигла в последствии высших степеней государственной службы), связанных между собой одним живым чувством любви к родному языку, литературе, истории, и собиравшихся вокруг Карамзина, которого они признавали путеводителем и вождем своим”.
Карамзин оказался самым старым в Арзамасе, а Пушкин – самым молодым. “Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом” – писал Пушкин.
Выезжая в Парголово, арзамасцы прикалывались от души. Гуляя вдоль речки Заманиловки, опоясывающей Шуваловский парк, Карамзин без устали рассказывал молодому поэту удивительные сказки об оракуле Лукоморья о том, что на протяжении всей истории России космические Жена-поликратия и Муж-монократия, красное и белое, то ругаются, то безумно любят друг друга. Пушкин узнавал о том, как в старину видели окружающий мир славяне, учился ценить древние летописи, как важный источник информации.