Парголовская комедия, или Вася в гостях у великанов (78 – 81й фрагменты)

 

 

Фрагмент29 (78), август 1997

 

     Символом конституции Вселенной в Египте почиталось странное существо – сфинкс. “Египетский чебурашка” имел когти льва, тело быка, крылья орла и лицо ангела. Фалес (640 – 550 гг. до н.э.), первый из семи великих мудрецов Древней Греции, размышляя над загадкой сфинкса, пришел к выводу, что первоначалом всего является “вода”. Испаряясь под воздействием “огня”, водичка разделяется на “воздух” и “соль земли”. Так возникла кайфовая идея об ограниченном множестве начал во Вселенной. Эту тему развил Эмпедокл из Агригента (490 – 430 гг. до н.э.). Суммируя поиски философов – предшественников, он высказал мысль о существовании четырех начал всех вещей: огня, воздуха, воды и земли.

     Далее Платон в своем диалоге “Тимей” писал так: “То, что носит теперь имя воды, сгущаясь, как мы полагаем, превращается в камни и землю, а, будучи растворено и разряжено, то же самое становится ветром и воздухом, воспламенившийся же воздух – огнем. Затем огонь, сжатый и погашенный, переходит обратно в образ воздуха, а воздух сдавленный и сгущенный является облаком и туманом, из которых течет вода. Из воды же происходят земля и камни. Таким образом, эти стихии, как видно, идут кругом и последовательно дают рождение одна другой”. Еще позднее Аристотель, ученик          Платона, поддержал учителя и развил тему о стихиях – качествах. Он признал 4 космических начала, предположив, однако, наличие “пятого элемента”, квинтэссенции всего сущего.

     Размышляя над строением растений, поисковики-натурфилософы толкнули версию, что не корень, не стебель, не отростки и побеги, не зеленые листья, а цветок и есть тот самый искомый “пятый элемент”, символом которого была выбрана роза.

     И пошло и поехало. Закончилась античность, прекрасное это было время, закончилось средневековье, и во Флоренции появился поэт Данте Алигьери (1265 - 1321), который, говорят, открыл двери Возрождения, был последним глобальным поэтом-философом Средних веков и вместе с тем первым поэтом Нового времени. Будучи изгнан из родной Флоренции, Данте начал писать свою “Божественную” поэму, а завершил ее перед самой смертью, в Равенне, в доме синьора Гвидо делла Полента. Данте назвал свой труд “Комедией”, как и положено произведению с радостным концом:

     Земную жизнь пройдя до половины,     Я очутился в сумрачном лесу,      Утратив правый путь во тьме долины.

     Поэт увидел, что посреди воды возвышается гора Чистилище, состоящая из семи уступов. На вершине горы находится земной рай, или Сад Мудрости, где Данте встретил прекрасную девушку Беатриче. Согласно “Божественной комедии”, по мере того, как человек взбирается по семи уступам Чистилища, он очищается от семи грехов, меняя их на семь добродетелей. В восьмой сфере человек обретает знание тайных истин, и в девятой, наивысшей, он вовлекается в небесные мистерии Розы.

     - Здесь не бывал никто по эту пору, – заявляет в комедии Данте, первым из смертных побывав в Раю.

     Французский философ Бернар Клервоский, провожая Данте в последний путь, говорил о нем, как о человеке, который со дна Вселенной вознесся на девятое небо и созерцал Райскую розу. Вот это зыкинско!