Медицина гримас-улыбок, или Дядя Вася лечит, Дядя Вася парит (62 – 65й фрагменты)
Фрагмент 13 (62), апрель 1997
Покинув гостеприимные воздушные замки на острове из облаков, простившись с Парголовской Атлантидой наверху, мы, подобно Гулливеру, благополучно соскользнули вниз. А потому сегодня попробуем повторно прикоснуться к народной медицине, через призму цикла преданий о Парголовских холмах. Продолжим тему здоровья, начатую во фрагментах №33-36.
В апреле нас ожидает встреча с древним праздником Пасхи, когда девчонки-красавицы по всей Словении красили яйца. А что же юноши? Не мужское это дело красить яйца, на Руси полагали, что не мужичок красит яйца, а яйца – мужичка.
Словения издревле была известна своими веселыми людьми, что ходили по Руси, народ утешали песнями да гуслями, сочиняя былины-скоморошины. Так пели они о простаке, молодце-удальце Ваське Буслаеве. О том, как Василия подпоили дружки, чтобы он захвастался и вызвал на кулачный бой весь Новгород, и тогда его можно будет кончать. Спор состоялся, да не простой, а на денежки. Мать Васи, узнав о великом закладе сына, попыталась откупиться от поединка подарками. Но дружки Васьки, дармовщики, в надежде на легкую победу отказали ей, предрешив собственную судьбу. Мать закрыла сына-бузотера сонного и пьяного в погребе, но он вырвался на волю, разбив замки, и с осью телеги бросился на мост Волхвов, где был назначен бой. Мордобитие Василий выиграл, получив заклад, и Новгород шумно отпраздновал его победу. Кулачные бои слыли любимейшей народной забавой Словении. Почиталось удальством, собравшись в праздничек, из доброй воли подвергать себя побоям и бить других. Поединки проходили и один на один, и стенка на стенку. Церковь неустанно выступала против кулачных боев, но народ их любил, и имена сильнейших бойцов знала вся страна. Летописец “Повести временных лет” возмущается, что церкви стоят пустыми, все людишки на кулачных боях да на представлениях скоморохов. Слава бойца позволила Буслаеву вскоре занять пост посадника вече новгородского парламента. Никоновская летопись сообщает нам: “В лето 6679 (1171)… Того же лета преставился в Новгороде посадник Васька Буславич”. Былина о Буслаеве подводит неожиданный итог: отец Василия, благочестивый человек, дожил до тысячи лет, а Васька – мот и гуляка, хоть и много добился, но лишь до 90-та годков. Он ушел молодым. Возрастные рамки былинных героев выглядят для нас фантастично, не будем ими обольщаться, но все ли здесь сказка?