Легенды и мифы Санкт-Петербурга (41 – 44й фрагменты)

 

Фрагмент 41, ноябрь 1996

 

 

     Из века в век на одних и тех же местах происходят различные события, нередко людская молва связывает случайные аналогии в единую цепь, так рождаются легенды. Точно по законам жанра сложился и Петербургский фольклор, его сказания о Парголовской Атлантиде. Что здесь правда, а что кривда мы не знаем, а потому пусть эта увлекательная история останется просто красивой сказкой города на Неве.

     Когда Петр 1 ожидал на Поклонной горе у Суздальских озер побежденных шведов с просьбами о заключении мира, знал ли он, что в 1617 году здесь же послы его деда Михаила Федоровича обменялись грамотами с тем же противником о Столбовом мире, по которому Россия потеряла Парголовскую Атлантиду? Знал ли он о встрече веком ранее, опять же на Поклонной горе, Иоанна 3 с парголовскими волхвами, чьи флаги с Двуглавыми Орлами в 1472 году московские дружины бросали в костры, а всего через год сами щеголяли под ними? О граде Небесном, что был построен древними великороссами, так византийцы называли ильмерских антов, над этими священными местами? Неизвестно, история о том умалчивает.

     Известно только, что 27 мая 1703 года Петр заложил на Заячьем острове крепость Апостолов Петра и Павла. Легенды говорят, что во время прогулки по острову царь остановился, вырезал два пласта дерна, уложил их крестообразно и молвил: “Здесь быть городу”. Подручные государя, чтобы подыграть вседержителю, моментально соорудили из стволов деревьев некое подобие ворот будущего города в виде буквы “П”. Неожиданно в воздухе и непонятно откуда возник Орел, он описал несколько кругов над царем и опустился на перекладину ворот. Петр сделал жест, и птица села ему на руку, вместе с ней он вошел в ворота еще не существующего города. Скептики уверяют, что орлы никогда не появляются над Невой, а потому увещевания о гордой птице лишь бабушкины бредни.

     А вот как основание северной столицы перекликается с фольклором Парголовской Атлантиды. Оказывается, что Заячий остров назывался в старину так, потому что на нем жили два непримиримых зайца, красный заяц Русак и белый – Беляк. Они постоянно дрались. Парголовские крестьяне верили, что однажды их схватил Двуглавый Орел, заставив притихнуть, и так был заложен Петербург. Очень познавательная сказка с учетом древнетроянских наскальных символов и рисунков в византийских манускриптах, где частенько двуглавая птица изображалась с двумя зайцами в лапах. Далее мы узнаем: лишь только Петр вошел в ворота воображаемого града, как вверх взмыли два столба света, и по ним опустился на землю Санкт-Петербург. “Петербург не мог быть построен на таком топком, проклятом Богом болоте известными в то время способами строительства. Он бы просто утонул по частям. И поэтому его целиком возвели на небе и затем осторожно и тоже целиком опустили на землю” [Наум Синдаловский. Легенды и мифы Санкт-Петербурга]. В сказаниях о Парголовской Атлантиде Двуглавый Орел, присевший на руку Петру, самолично превратился в Санкт-Петербург. Он ухватил одной лапой Небо, и потому северная Венеция не тонет в болоте, а в другой лапе зажал Землю, от того град Двух Покровителей не улетает от нас. Так соблюдается равновесие сил  Природы, и пока оно нерушимо, человечество не исчезнет. Если Орел разожмет лапы, то рать Небесная пойдет войной на рать Подземную, а на войне, как на войне ,Земля погибнет, и сигналом грядущей катастрофы послужит погружение Петербурга в пучину вод.