Фрагмент 44, ноябрь 1996
“Религии сменяют одна другую, поколения проходят, и последнее мнит с гордостью, что может отнестись с презрением к древней науке. Над всеми этими несогласиями, спорами и заблуждениями одинаково возвышается неподвижный сфинкс, который вопрошает невежд:
- Что я такое?
Храмы могут быть разрушены, книги могут исчезнуть, но высокие познания, приобретенные древними, не могут быть забыты. Сфинкс возвышается безгласный над всеми спорами, служа молчаливым соединением воедино всех верований и наук” [ Папюс, Первоначальные сведения по оккультизму]. Сфинкс, как символ равновесия Природы с когтями льва, с телом быка, с крыльями орла и головой человека, по египетским сказкам жил на скале и охранял спокойствие Фив, Фивы – спокойствие Египта, а Египет – спокойствие всей Вселенной. Постепенно благоденствие наскучило народу, и стали к сфинксу приходить люди, пытавшиеся сковырнуть его скалы ради развлечения. Тем, кто дерзал соревноваться с хранителем равновесия, загадывалась загадка:
- Кто ходит в детстве на четырех ногах, в зрелости на двух, а в старости на трех ногах?
Ответом на загадку было слово “человек”. Однажды на мифологической сцене появился некий Эдип и разгадал коварную головоломку. О Эдипе известно, что дельфийский оракул Аполлона у горы Парнас предсказал фиванскому царю Лаю: его родной сын Эдип станет в будущем причиной страшных несчастий, он убьет собственного отца и женится на своей матери, нарушит равновесие мистических весов, и Фивы рухнут. Лай приказал бросить ребенка на съедение зверям, с проколотыми ногами. Однако Эдипа подобрали пастухи и передали его на воспитание бездетному царю Полибу. В Фокиде Эдип убил на перекрестке своего отца, не зная, что это отец. Победив Сфинкса, он занял трон Фив и женился на собственной матери, не зная того. Проигравший Сфинкс взмахнул крыльями, прыгнул с утеса и разбился. Вскоре в Фивах закипели кровавые разборки, сюда пришли болезни и голод. Народ потребовал вернуть сфинкса на место, а когда понял, что это невозможно, то сделал стрелочником Эдипа и проклял его. С горя несостоявшийся царь ослепил себя. Умер он в изгнании, причитая: “Я не виноват, я же просто праздника хотел”. Дочь Эдипа Антигона была единственной спутницей в изгнании старого и слепого человека, оставаясь с ним до его смерти в саду Колон.
Мораль сей сказки такова: от добра добра не ищут. Египтяне полагали, что тот, кто не сможет проникнуться важностью тайны сфинкса, не научится уважать равновесие природы, ее четырех ветвей власти, тот обязательно исчезнет. Древние народы верили, что постижение принципов сбалансированности сфинкса равнозначно решению проблемы бессмертия. И последнее, в 1832-1834 годах архитектор К.А. Тон соорудил гранитную пристань у здания Академии художеств в Петербурге. Сюда доставили из древнеегипетских Фив две подлинные фигуры сфинксов, чтобы они охраняли равновесие Петербурга, Петербург – равновесие России, а Россия – равновесие Вселенной. Сфинксы и сегодня на своем посту. На том позвольте временно приостановить краткий обзор Петербургского фольклора и сказок о Парголовской Атлантиде, и распрощаться с вами до следующего фрагмента.